Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
I . Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Федеральный уровень
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Профессиональный стандарт
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Региональный уровень
- Об организации обсуждения проекта Плана действий («дорожной карты») введения ФГОС ДО
- Приказ об утверждении «Дорожной карты по внедрению ФГОС ДО»
- Региональная «Дорожная карта по внедрению ФГОС ДО»
Муниципальный уровень
- Приказ об утверждении плана действий «Дорожная карты» по внедрению ФГОС ДО
- Муниципальная дорожная карта по внедрению ФГОС ДО
- Приказ управления образования администрации г. Белгорода от 05.05.2014г.№ 649 «О создании муниципальной рабочей группы по внедрению ФГОС дошкольного образования»
- Приказ управления образования администрации г. Белгорода от 14.07.2014г. № 989 «О реализации дорожной карты по обеспечению введения ФГОС ДО»
Нормативно-правовая документация МБДОУ д/с №47
- План действий по введению ФГОС ДО в образовательный процесс МБДОУ №47
- Дорожная Карта МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода по повышения эффективности организационного, нормативного правового, методического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
II. Методическое сопровождение
- Глоссарий по дошкольному образованию
- Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
III. Психолого-педагогическое сопровождение
- Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.
- ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении.
Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры педагогов и родителей должна способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог оказывает психологическую поддержку новым работникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ТПМПК ДОУ и ОУ, обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательнообразовательного процесса.
Педагог-психолог в условиях реализации ФГОС, может вносить предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта. А также формировать содержание психолого педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, организовывать и проводить консультации по вопросам развития детей, составлять индивидуальные образовательные маршруты, более тесно и целенаправленно работать с детьми с ОВЗ и их родителями.
В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в непосредственном участии педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ, в анализе образовательной работы и формировании содержания психолого-педагогической работы. Участие педагога-психолога при организации развивающей предметнопространственной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием повышения качества образовательного процесса. Педагог-психолог может выступать в роли эксперта, с предложениями по вопросам создания развивающего предметного пространства, содействовать формированию банка развивающих игр с
учетом психологических особенностей дошкольников.
Педагог-психолог вводится в составе рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, под руководством старшего воспитателя, совместно с педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению ими образовательной программы, принимает участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов на основе данных мониторинга.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в ДОУ, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Целью работы педагога-психолога становится: создание социальнопсихологических условий для развития и успешного воспитания и обучения
детей.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим статус детей с ОВЗ,
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются прежними и включают в себя:
1. Психологическая профилактика – разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния
детей, которые должны быть учтены в процессе психолого-педагогического сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи педагогам и родителям в процессе воспитания и образования детей
дошкольного возраста.
4. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками(индивидуальная и групповая), имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном
развитии, выявленные в процессе диагностик.Направлена данная работа на устранение выявленных проблем ребенка, на развитие индивидуальных
особенностей и раскрытие возможностей каждого ребенка.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по
составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации
индивидуального маршрута развития.
IV. Информация для родителей о ФГОС ДО
Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным
государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации
Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
О требованиях к Программе
ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
О требованиях к условиям реализации Программы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметнопространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материальнотехническим условиям реализации программы дошкольного образования.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных
программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей. Требования к материальнотехническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений , учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Это целевые ориентиры
• целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
• целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Профессиональные стандарты